Будьте внимательны! Проект находится в тестовой эксплуатации!
Играй - Развивайся - Поступай в ТПУ
Обществознание

1.3. Виды знаний

Рейтинг: 0

Виды знаний

Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса – познавательной деятельности людей.

Познание– процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Т.о., познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Познанием называют только процесс поиска истины, а его результат – знанием. Процесс познания предполагает наличие двух сторон – познающего человека (субъект познания) и познаваемый предмет (объект познания).

В подходах к проблеме познавательной деятельности ученые разделились на:

  1. Оптимисты – утверждают, что мир принципиально познаваем.
  2. Пессимисты – отрицают познаваемость мира.
  3. Скептики – признают, что познание мира возможно, но выражают сомнения в достоверном получении знаний.

Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, скрытую за их внешним проявлением, человек постичь не способен.

Агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познания. Распространенной разновидностью агностицизма был конвенционализм – знания, не способны достоверно отражать сущность исследуемого предмета. Гносеологическое познание – сторонники не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, доказывают несостоятельность агностицизма. Все, кто признают познаваемость мира, рассматривают различные способы познавательной деятельности.

Познание проходит две главные ступени:

  1. Чувственное (низшая ступень) – осуществляется в форме ощущений, восприятия и представлений. В нем задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, являющиеся орудиями связи человека с внешним миром.
  2. Рациональное (логическое) познание – происходит выявление общего, существенного. Основным инструментом выступает мышление и разум. Выделяя из данных, полученных с помощью органов чувств, человек с помощью суждений и умозаключений и понятий познает законы окружающего мира.

Обе ступени познания находятся в единстве, дополняют друг друга, Когда между ними возникает ссора и одно познание господствует над другим, объективно верного знания получить невозможно. Преувеличение в познании роли чувственного начала привело к появлению в философии целой школы – сенсуализма.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которой ощущения восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Основной принцип – нет ничего в разуме, чего не было в чувствах.

Увеличение в познании роли разума образовало другое философское течение – рационализм.

Рационализм – философское направление, признающее разум основной и главной формой познания. Научное знание – достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности.

Процесс познания включает такие формы мыслительной деятельности, как предвидение, фантазия, воображение, мечта, интуиция.

Интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.

Однако интуиция не может считаться убедительным источником истинности знаний об окружающей нас действительности. Часто она основывается на недостоверной информации, обрывочных сведениях.

Отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Методом получения научного знания выступает научное исследование.

Исследование – процесс научного изучения какого–либо объекта (предмета, явления – материального или идеального) с целью выявления его закономерностей.

Различают два тесно связанных между собой уровня научного исследования:

  • Эмпирический – нахождение новых фактов, обобщение и поиск тенденциозного протекания того или иного процесса. Означает все, что дано человеку на основе чувственного опыта, т.е. его способности ощущать, воспринимать, отражать внешние воздействия, переживать и понимать что–либо. Эмпирические научные знания добываются в ходе наблюдений и эксперимента.
  • Теоретический – формулирование общих закономерностей, создание целостной научной теории, а затем формирование развернутой научной картины мира. Основными компонентами теоретического уровня являются:
  1. Постановка цели и задачи.
  2. Предварительный анализ литературы по теме.
  3. ормулировка исходящих гипотез.
  4. Организация и проведение полевого исследования (опрос, наблюдение, эксперимент).
  5. Окончательная формулировка новых фактов и законов.

Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний – объективной истины.

Время на изучение: 10 минут

Другие материалы по данной теме

  Видео

Познание. ЕГЭ обществознание.

Посмотреть