Русский язык
7.13. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.
Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:
- Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
- Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
- Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
- Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
- На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
- Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
- Установите отношения внутри каждого блока.
- Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
- Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА
Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).
В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы:
1) барышня понравилась;
2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение);
3) она была такова;
4) девушка должна была быть какой.
Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:
1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;
2) с которой его посадили;
3) она была такова;
4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.
- Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:
Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1с которой его посадили /2она была такова /3какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.
Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой.
Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.
2. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:
а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;
б) 3→4: она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;
в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.
Примеры:
1. Голоса их были слабо слышны посреди общего гула, и по лицам было видно, что они отчаивались в возможности остановить этот беспорядок.
[ - =], [ =], (что - =).
Бессоюз. Подчин.
2.Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы.
[, (где - =), (которая =), = -]; I - =. = и = ].
Подчин. подчин. бессоюз.
3. С моря а ответ отрывисто грянул пушечный выстрел, и, когда дым лег на сверкавшие искрами волны, все опять стихло.
[ = - ], и, (когда - =). [ - = ].
Сочинен. Починен.
Другие материалы по данной теме
Видео
Запятая в сложном предложении с разными видами связи | русский язык ЕГЭ