Обществознание
Раздел: Обществознание / 2. Экономика / 2.3. Экономические системы
Традиционная экономическая система существует в экономически слаборазвитых странах. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.
Рыночная экономическая система
Рыночная экономика – модель экономической системы, основанной на частной собственности, свободе выбора и конкуренции.
Государство может существовать в чистой рыночной экономике, но его роль будет крайне ограниченна и сводится к тому, чтобы контролировать такие вещи, как защита прав частной собственности, безопасности граждан и создание благоприятных условий для эффективного функционирования рынков.
Рыночную экономику определяют несколько важных элементов:
Частная собственность – форма юридического закрепления за гражданином или группой людей прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, независимо от того, используют ли они его для личного потребления или для осуществления предпринимательской деятельности. Только частный собственник вправе распоряжаться произведенным товаром и решать, где его продать, кому, на каком рынке и по какой цене.
Погоня за прибылью (мотив прибыльности) заставляет изготовлять товары, имеющие спрос у покупателей и поставлять на рынок по той цене, по которой их могут купить. Этот же мотив заставляет производить продукт с наименьшими затратами, потому, что меньшие затраты позволяют повысить производительность труда и прибыль, т. е. разницу между продажной ценой и затратами на ее производство; снизить цены в борьбе с конкурентами; сделать и то и другое.