Обществознание
Раздел: Обществознание / 2. Экономика / 2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло- жение
Под рынком понимается определенным образом организованная деятельность по обмену товарами и услугами, при которой между продавцами и покупателями совершаются многочисленные сделки купли-продажи.
Главными механизмами рыночной экономики являются свободная конкуренция, спрос и предложение, цена.
Под конкуренцией подразумевается соперничество между продавцами и покупателями за право наилучшего применения имеющихся у них экономических ресурсов. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных товаров.
Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Товаром, с помощью которого измеряется ценность других товаров, являются деньги.
Товары и услуги реализуются в результате сделки продавца и покупателя. При этом совокупность всех необходимых на рынке в определенный момент времени экономических условий называется конъюнктурой рынка.
Исключительно важную роль в процессе реализации товаров и услуг играет соотношение спроса и предложения.
Спрос — это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время. Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и могут приобрести при других равных условиях, и наоборот. Таким образом, спрос находится в обратной зависимости от цены товара.
На формирование спроса, кроме цены, оказывают влияние и неценовые факторы: величина доходов потребителей; их вкусы и предпочтения; число покупателей; цены на товары-заменители; ожидаемые изменения цен в будущем.
Предложение — это желание и возможности продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене. Закон предложения утверждает, что при других равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца предложить этот товар на рынке. Таким образом, предложение напрямую зависит от цены.