Русский язык
10.1. Выразительные средства русской фонетики
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – создание с помощью звуков и слов более конкретного представления о том, что говорится в данном тексте.
Звукоподражание – простейший вид инструментовки состоит в том, что поэт определенным подбором звуков как бы намекает на звуковую сторону изображаемого.
Например:
Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть... Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
Повторение звука [р] создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом.
Так, у Маяковского в фразе: «Били копыта, пели будто: гриб-граб-гроб-груб...» – даётся довольно чёткая имитация стука копыт.
Знакомым шумом шорох их вершин...
(А. Пушкин)
Речь о соснах; подбором звуков [ш] и сближением двух скользящих придыхательных [х] воспроизведен их шум.
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши...
(К. Бальмонт)
Дрогнул дол, удар раздался...
(А. Майков)
Речь о взрыве; четыре [д], три [р], два ассонанса («уДАр разДАлся») напоминают и звук взрыва, и раскат этого звука.
Твоей твердыни дым и гром...
(А. Пушкин)
Речь о пушечном салюте; дважды [тв], два раза [ды] соотносятся со звуками пальбы.
Вот образец гораздо более тонкого звукоподражания:
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А. Пушкин)
Здесь господствуют губные звуки ([б], [в], [м], [п]), шипящие ([ч], [ш]) и сонорные ([р], [л]), составляющие массив в 28 звуков и 44 согласных этого отрывка, то есть 64%.
Ещё один прием звукописи анафора и эпифора. Так называют подраздел звукописи, различающий её по местоположению в стихе.
Эпифора - повторение конца стиха.
Пример:
Я всю жизнь шел к тебе.
Я всю жизнь верил в тебя.
Я всю жизнь любил тебя.
Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Пример:
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы…