Русский язык
10.1. Выразительные средства русской фонетики
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Аллитерации на ш — п передают скольжение по волнам; настойчивое повторение [в ] в последних строчках вызывает представление о замкнутой линии, круге, что ассоциируется с воронками на воде.
Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации.
Например, в строчках Б. Пастернака
Свой сон записывал Шопен
На черной выпилке пюпитра -
можно увидеть фантастические очертания сна в прихотливом рисунке звуковых повторов и в необычном для русской фоники сочетании звуков в слове «пюпитр»
В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Здесь дважды повторенное сочетание ца как бы изображает «мерцание».
Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.
Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс.
АССОНАНС - приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.
Например:
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В Ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
лелею травы, лелею нивы.
Здесь повторяются гласные "о" и "е".
В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных.
Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо.
Звёзды блещут.
Своей дремоты превозмочь
не хочет воздух.
И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс.
В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс.
Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов:
Но в искушеньях долгой кары,
Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь.
Так тяжкий млат,
Дробя стекло,
Кует булат.
В последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом наа.
В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела (Пастернак).
Здесь и ассонанс на е, и аллитерации нам, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св. Все это создает особую музыкальность поэтических строк.
Каждый хоть раз в жизни слышал или произносил считалочку, с помощью которой можно успокоить плачущих детей: «Тише, мыши, кот на крыше. А котята ещё выше».
Почему одни фразы (стихи, скороговорки, цитаты) каждый из нас помнит и произносит всю жизнь? Как действуют заговоры, приговоры, бабки-шептуньи и пр.? В чем секрет популярных лозунгов и слоганов (политических, рекламных)? Мы уверены, что во всем этом большое значение имеет звукопись.