Будьте внимательны! Проект находится в тестовой эксплуатации!
Играй - Развивайся - Поступай в ТПУ
Обществознание

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло- жение

Рейтинг: 0

Конкуренция и рыночные структуры

Конкуренция и рыночные структуры

Конкуренция может быть свободной или монополистической. Свободная (чистая) конкуренция - это такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. Монополистическая конкуренция - такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Виды рынка (исходя из типов конкуренции)

Рынок

Его характеристика

Рынок чистой (свободной) конкуренции

 

Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах. Нет ограничений на вступление фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.

Рынок чистой монополии

Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.

 

Рынок монополистической конкуренции

Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. На товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Рынок олигополии

(от греч. oligos - несколько, poleo - продаю)

Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 - до 5), которые контролируют основную его часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.

 

Современное состояние рынка экономисты называют «несовершенной конкуренцией», соединяющей монополистическую конкуренцию и олигополию. Необходимым условием бесперебойной работы рынка является инфраструктурарынка (подструктура) - совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Биржа (от лат. Bursa - кошелек, мешок) - организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на которые заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара:

  1. товарная биржа - регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;
  2. фондовая биржа — организованный рынокна котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами;
  3. биржа труда - государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками.

Институты, связывающие рынки в единое целое:

  • транспортная сеть,
  • система коммуникаций,
  • информационные сети,
  • страховые компании,
  • суды.

Функции инфраструктуры рынка: организация заключения контрактов на поставку продукции; продвижение товарных потоков по отраслям и регионам; регулирование сбыта продукции; обслуживание потребителей.

Важнейшим качеством инфраструктуры рынка является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и адекватно реагировать на них (расширять производство этого товара или сворачивать его).

Рыночный механизм хозяйствования имеет как положительные стороны, так и недостатки.

Положительные черты рынка:

  • Конкурентный рынок способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли где они в данный момент всего более необходимы, т.е. объективно формирует структуру производства.
  • Рынок стимулирует научно-технический прогресс.
  • Рынок направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение существующих потребностей человека и общества, т.е. создаёт материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность.
  • Рынок работает на принципах саморегуляции, и, сопоставляя экономические интересы, стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности.

Негативные черты рынка (недостатки): 

  • Рыночный механизм не гарантирует решение таких социальных проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечения экономической безопасности, развитие фундаментальной науки, поскольку ее результаты - научные открытия появляются не скоро.
  • Рынок распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к неравенству в распределении доходов, проблеме бедности и богатства, социального неравенства, социальной напряженности.
  • Конкурентный рынок порождает тенденцию к монополизму, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям. Новейшие технологии требуют крупного капитала, крупных рынков, комплексного, централизованного и интегрированного рынка, богатых и надежных источников сырья. Все это приводит к концентрации экономической власти, а это и есть монополизация.
  • Рынок не решает проблему внешних издержек (эффектов), т.е. издержек не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества.
  • Рынок не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения, инвестиционных и человеческих ресурсов.
  • Рыночный механизм способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость не постепенного плавного, а резкого (взрывного) обновления капитала.

Если исходить из содержания товаров и услуг, то мы получим иную классификацию рынков: рынки потребительских товаров и услуг, средств производства, труда (биржи труда), капиталов, инвестиций, финансов, ценных бумаг (фондовые биржи), научно-технических разработок, информации и др.

Время на изучение: 30 минут

Другие материалы по данной теме

  Определение
  Видео

Обществознание. Экономика. Типы рынков.

Посмотреть
  • 1
  • 2