Будьте внимательны! Проект находится в тестовой эксплуатации!
Играй - Развивайся - Поступай в ТПУ
Обществознание

2.4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло- жение

Рейтинг: 0

Рынок и рыночный механизм

Сегодня преобладающей системой хозяйствования является рыночная, но в ней имеет место и вмешательство, государства в функционирование рыночного механизма, что сближает ее со смешанной системой хозяйствования. Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Необходимыми условиями возникновения и развития рыночного хозяйства являются: 

  1. высокий уровень развития общественного разделения труда и обобществление производства;
  2. обособленность товаропроизводителей, закрепленная частной собственностью;
  3. самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является: нерегулируемое предложение, нерегулируемый спрос, нерегулируемая цена. Рыночная самонастройка, или так называемое рыночное регулирование хозяйственной деятельности стихийно, хотя вполне предсказуемо, если знать действующие в рыночном механизме экономические законы. Это законы спроса и предложения, определяющие соотношение товарных и денежных потоков.

Функции рынка

Наименование функции

Её сущность

Посредническая

Соединение производителей товаров и их потребителей.

Ценообразования

Рынок синхронизирует (согласует) спрос потребителей и предложение производителей и поставщиков ресурсов через установление цены. Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг. Закон спроса: существует взаимосвязь между ценой и величиной спроса (чем выше цена, тем ниже спрос, если спрос выше предложения, то цена возрастает и выручка будет больше). Закон предложения: существует взаимосвязь между ценой и величиной предложения (чем выше цена, тем больше предлагается этого товара и тем выше прибыль; но если товара производится больше, а спрос не растет, то цена снижается, а прибыль уменьшается).

Конкуренции (соперни чества между участии ками рыночного хозяй ства за лучшие условия производства и купли- продажи товаров)

Состязательность, соперничество производителей на рынке заставляет их направлять ресурсы в производство тех товаров, которые пользуются наибольшим спросом. Конкуренция делает ставку на личную свободу, волеизъявление производителя и потребителя. Конкуренция содержит как положительные, так и отрицательные черты:

+ ограничивает возможностьть возникновения монополий;

- разорение товаропроизводителей;

+способствует внедрению новых техн. достижений, чтобы повысить производительность;

- отвлечение огр. средств на рекламу;

+заставляет экономику гибко реагировать на изм-я спроса;

+ создает возможность выбора для потребителя;

- использование нечестных методов конкурентной борьбы: подкуп, шантаж, промышл. шпионаж.

Стихийная рыночная саморегуляция

Стихийное «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами.

Санирующая

(оздоровительная)

«Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных в данных условиях предприятий и процветание выгодных производств.

 

К сожалению, стихия рынка не всегда адекватно выбраковывает предприятия и отрасли, которые в данный момент, возможно, не востребованы, и потому невыгодны, но в перспективе могут оказаться крайне необходимыми обществу.

Время на изучение: 15 минут

Другие материалы по данной теме

  Видео

Обществознание. Экономика. Типы рынков.

Посмотреть
  Определение
  • 1
  • 2