Будьте внимательны! Проект находится в тестовой эксплуатации!
Играй - Развивайся - Поступай в ТПУ
Обществознание

1.5. Мышление и деятельность

Рейтинг: 0

Мышление

Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления – его опосредованный характер. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта – ощущения, восприятия, представления – и на разные приобретенные теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления – его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, конкретном.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления является ощущения, восприятия и представления.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего – либо.

Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез – обратный анализу процесс мысли; это – объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение – это установленные сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.

Абстрагирование – это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и достичь самой высокой ступени познания – научно – теоретического мышления.

Конкретизация – процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого – либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства, с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Мышление человека протекает в форме суждений и заключений. Суждение – это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение – это отдельная мысль о чем – либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую – либо мыслительную задачу, понять что–нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определенному выводу, умозаключению.

Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение – это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод.

Дедукция – это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Умозаключение по аналогии – это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет – значит раскрыть их сущность. Понятие – это отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем. Понятие как результат обобщения опыта людей является высшим продуктом мозга, высшей ступенью познания мира.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно – действенное, или практическое, конкретно – образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.

Конкретно – действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей.

Конкретно – образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно–логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует в основном понятиями, широкими категориями, а образы, представления играют в нем вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно – действенное, конкретно – образное, и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Время на изучение: 15 минут

Другие материалы по данной теме

  Видео

Деятельность человека

Посмотреть
  • 1
  • 2